
Под мантры о нехватке газовозов в России многие и не заметили, как задача с успехом решилась.
27 июля в Большом Камне спустили на воду танкер-газовоз СПГ класса Arc7 «Сергей Витте».
Тут мы также писали о том, что суда для проекта «Арктик СПГ-2» строятся своевременно.

Материал создан при поддержке 76m2
Нехватка газовозов теперь проблема исключительно еврoпейская. Именно в Еврoпе прямо сейчас столкнулись с их острым дефицитом.
Как же так вышло, что российское судостроение после 2022 г. процветает, а в Еврoпе ломают голову, на чём возить газ? Подробнее разберём далее.
Материал создан при поддержке 76m2
Спецоперация прошла удачно. Суда уже на воде
Специалисты ССК «Звезда» вывели из сухого дока первый танкер-челнок ледового класса ARC6 «Валентин Пикуль» и третий из серии танкер-газовоз СПГ класса ARC 7 «Сергей Витте», о котором поговорим подробнее.
- ARC 7 — ледовый класс согласно международной классификации. Означает способность судна самостоятельно проходить однолетние льды Арктики толщиной до 2 м и двухлетние толщиной до 3,2 м.
«Торжественная церемония по спуску судов на воду состоялась в присутствии представителей ССК "Звезда", заказчиков и российского морского регистра судоходства. Вся операция длилась около суток: после заполнения чаши дока водой и отведения батопорта (плавучего затвора дока) суда отбуксировали к месту проведения достроечных работ. После их завершения суда пройдут швартовные испытания», — сообщает пресс-служба ССК «Звезда». 27 июля 2023 г. Источник: ТАСС

Спущенный на воду газовоз строится в рамках реализации проекта «Арктик СПГ-2». Эксплуатироваться он будет согласно долгосрочным договорам компании ПАО «Совкомфлот» и дочки компании «Новатэк» (ООО «СМАРТ СПГ»).
Немного о российских газовозах
Российский танкер-газовоз, в отличие от своих заграничных собратьев, способен идти без сопровождения ледокола. Это уже второе поколение таких судов — первые (Yamalmax) строились для проекта «Ямал СПГ».

Другая особенность российского газовоза «Сергей Витте» — большая вместимость по сравнению с типовыми судами того же назначения. Как правило, объём грузоперевозки составляет 145-155 тыс. м3, в то время как на «Звезде» строят суда вместимостью 172 тыс. м3.
Важно, что оборудованы они тремя уникальными винторулевыми колонками. Их с 2019 г. производят здесь же, в Большом Камне, на заводе «Сапфир» — совместном предприятии компании «Роснефть» и General Electric.

У газовоза современная мощная силовая установка (45 МВт). По этому параметру российский ледокольный флот давно оставил позади конкурентов.
- Новые суда проекта «Арктика» превосходят американский ледокол Polar Star, который построили ещё в 70-е гг. прошлого века и до сих пор эксплуатируют. Старый американец оборудован дизель-электрической установкой мощностью 13 МВт и дополнительными газовыми турбинами, что лишь на краткий период увеличивает мощность до 56 МВт. Впрочем, турбины выработали свой ресурс, поэтому в скором времени на Polar Star будет только одна установка мощностью 33,7 МВт.
Как видите, судостроение в России продолжает развиваться. На «Звезде» строят сложнейшие инновационные газовозы ледового класса. Так что ни о каком сворачивании проекта по причине отсутствия газовозов, как писали некоторые, речи не идёт.
Почему многие заблуждались относительно возможностей России
Да, ещё недавно можно было ошибочно принять на веру пессимистичный прогноз. Раньше в России действительно не выпускали подобные суда. Так, танкеры Yamalmax того же ледового класса строились на южнокорейской верфи.

Переход на собственные мощности был следующим шагом. Поэтому, когда в прошлом году южнокорейская компания от сотрудничества отказалась, многие писали, что без технологического партнёра работать дальше будет невозможно.
Однако ситуацию урегулировали. На российской «Звезде» теперь с успехом строятся танкеры-газовозы СПГ класса ARC 7. Их производят в соответствии с графиком строительства плавучих СПГ-комплексов проекта «Арктик СПГ-2», поэтому о дефиците судов речи не идёт.

Кому на самом деле катастрофически не хватает танкеров-газовозов
Того же нельзя сказать о Еврoпе. Свободные газовозы и другие суда, способные перевозить СПГ, сейчас в чудовищном дефиците. И чем ближе к отопительному сезону, тем стремительней усугубляется проблема. Причина банальна — танкеры используются не только по прямому назначению, в них всё чаще хранят газ. Американское издание Bloomberg сообщает, что количество танкеров, которые находятся в море минимум 20 дней, на 27% больше, чем год назад (в конце июля 2022 г.).

Трейдеры таким образом придерживают газ до начала отопительного сезона в расчёте на бóльшую прибыль. Отраслевые эксперты уверяют, что эта ситуация продлится до октября. Но гарантировать полное прекращение спекуляций, естественно, никто не может. Как следствие, нехватка танкеров становится в первую очередь проблемой Европы.
А Россия тем временем решает одну из наиболее стратегически важных задач — обеспечение газовозами ледового класса третьего по счёту крупнотоннажного СПГ-проекта в стране. Более того, за всем этим кроется ещё одно исключительное достижение России. Но об этом мы расскажем во второй части материала. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Свежие комментарии